Жизнь белорусской новогодней елки заканчивается на свалке. При этом бульдозер равняет с землей не только отслужившее срок дерево, но и живые деньги. Сколько мы теряем на “зеленых отходах” и почему – в материале TUT.BY. Фото с сайта bigpicture.ru
Елки хороним на свалке, потому что привыкли?
В этом сезоне лесные хозяйства страны продали 172,2 тысячи елок. По словам Ружены Новицкой, пресс-секретаря Министерства лесного хозяйства, с каждым годом живых красавиц покупают на две-три тысячи меньше. “Спрос падает, скорее всего потому, что люди стали чаще покупать искусственные ели. Их можно использовать несколько лет и никакого дополнительного ухода, как за живыми елями, не нужно”, – отмечает она.
Срубленные и нереализованные елки лесные хозяйства перерабатывают в топливную щепу. “Сколько таких елок, никто не считает, потому что цифра несущественная: это десятки, а не сотни елей”, – рассказывает Ружена Новицкая.
В прошлом году непроданные ели также привозили в Минский зоопарк. “Кто конкретно привозил, сказать сложно. Но единичные случаи были, – рассказывает Наталья Лебедева, заместитель директора Минского зоопарка. – Копытные и грызуны такое едят. Это естественная витаминная подкормка. Если бы в этом году нам привезли грузовик елок, мы бы тоже не отказались. Но больше, чем грузовик деревьев, нам не нужно. Животные не могут постоянно есть такой корм”.
После старого Нового года отслужившие срок елки появляются у подъездов. “Их вывозят на свалку вместе с остальным мусором”, – говорит Маргарита Язинская, начальник отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением “Минского городского жилищного хозяйства”.
На свалке елки закапывают. Сколько ежегодно елок умирает хотя бы на минских свалках, подсчитать невозможно. По словам Инны Савеловой, начальника производственно-технического отдела предприятия “Экорес”, отдельной статистики по ним нет. Ели считают отходами жизнедеятельности и закапывают вместе с другим бытовым мусором. На переработку обычно идет лишь стволовая часть деревьев диаметром до 1 метра: ее пилят и продают в виде дров. Новогодние красавицы не могут похвастаться таким диаметром ствола, поэтому пока обречены на смерть в земле.
Проданными новогодними елями можно всю зиму отапливать сто домов
“У нас никто не заинтересован каким-либо другим способом утилизировать елки, – считает Инна Савелова. – А можно было бы, как в Литве, централизованно их собрать и переработать в щепу. Затем ее использовать как топливо”, – говорит она.
Дмитрий Буренкин, сотрудник энергетический кампании “Центра экологических решений” условно подсчитал, что на выброшенных елках в этом году мы потеряем более 138 млн рублей. “Если взять 172 тысячи елок, которые продали в этом сезоне, и предположить, что каждая из них высотой 1,5 метра, имеет толщину ствола 6 см, весит после того, как постояла дома и ссохлась, 3,5 кг, то очень условно мы получим, что при сжигании выделится 2187 Гкал. Для отопления дома площадью 150 квадратным метров на протяжении зимы нужно 21 Гкал. То есть всю зиму мы можем отапливать сто домов! Стоимость 1 Гкал – 63 150 рублей. А это значит, можно заработать 138 млн 109 тысяч рублей”, – говорит эксперт. При этом он не отрицает, что провел очень примерные подсчеты.
Корреспондент TUT.BY позвонила в одно из наших перерабатывающих предприятий. Там сказали, что ради эксперимента готовы бесплатно сделать из елок щепу. Правда, при условии, что кто-то все эти елки соберет, им привезет и разрешит потом изготовленные брикеты продавать. “Из 172 тысяч елок можно сделать около 500 кубометров щепы. Конечно, это грубые подсчеты. Но этого хватило бы, чтобы в течение пяти дней вне отопительного сезона отапливать такой поселок, как Боровляны”, – рассказывает Андрей Смирнов, директор государственного предприятия “ПромМВТ”.
Несмотря на то что ежегодно мы упускаем возможность превратить елки в топливо, ни власти, ни общественные организации каких-либо других вариантов развития событий не предлагают.
“Общественные организации не могут всему уделить внимание. В рамках нашей работы эта тема ни разу серьезно не поднималась. Если собирать елки централизованно, то перерабатывать их в щепу можно было бы. Но нужно учитывать, что в условиях города экономически нерентабельно гонять мусоровоз и собирать отдельные ели. На мой взгляд, нам понадобится еще лет пять, чтобы прийти к переработке новогодних елок. Сегодня система сбора отходов у нас только формируется. Она несовершенна, но ее нужно и можно улучшать”, – уверен руководитель общественного информационного центра по отходам и экологической безопасности и заместитель директора “Центра экологических решений” Евгений Лобанов.
В то же время, по словам Дмитрия Буренкина, в этом году только в Вене работает 400 пунктов по приему елей у населения. А в России ель, купленную в магазинах IKEA, можно вернуть и получить купон на скидку.