Ежедневно в Киеве десятки животных оказываются в опасных ситуациях. На выручку им приходит команда из двух человек.
Окрестности одного из домов в районе киевского Академгородка оглашало жалобное многоголосое мяуканье, пишет Ксения Цивирко в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. В начале декабря около десяти кошек на несколько суток оказались замурованными в подвале. Измученные животные не могли выбраться наружу и отправить свои естественные потребности, а потому не давали покоя ни себе, ни жильцам многоэтажки.
Геннадий Цегельник — единственный из жильцов, кто оказался неравнодушным к кошачьей беде, — к кому только ни обращался. Коммунальщики объяснили: мол, закрыли доступ в подвал во избежание кражи труб.
«Да ведь в то окошечко [которое было ими наглухо замуровано] никто, кроме кота, не пролезет, — говорит Цегельник. — Они просто ненавидят котов!».
Фото Дмитрия Никонорова
Геннадий Цегельник оказался единственным неравнодушным к кошачьей судьбе жителем дома
На зов местного жителя, сопровождаемый писком из подземелья, откликнулась Kyiv Animal Rescue Group — единственная в своём роде организация, спасающая животных в столице. Для спасения четвероногих пришлось распиливать толстую арматуру решётки и едой выманивать кошек, напуганных звуком болгарки. Жильцы дома тут же начали высказывать предположения, как скоро ЖЭК снова закроет свободный лаз для усатых-полосатых.
Однако команда спасения животных всегда готова приехать, уверяют Михаил Сторожук и Любовь Кравчук — пока единственные её сотрудники. Несмотря на то, что молодая пара занялась очень важным для людей и зверей делом всего год назад, она уже успела прославиться в Киеве: вызовы к ним поступают каждый день.
Спектр их спецопераций охватывает и снятие кошки с дерева, и извлечение животных из коллекторов и вентиляционных шахт, и помощь раненым — причём, не только собакам и котам, но и птицам
Спектр их спецопераций охватывает и снятие кошки с дерева, и извлечение животных из коллекторов и вентиляционных шахт, и помощь раненым — причём, не только собакам и котам, но и птицам, например, аистам.
За свою работу Kyiv Animal Rescue Group не получает прибыль: ребята просят лишь покрыть расходы на проведение операции – в частности, на бензин, который сжигает их голубенькая советская «копейка».
«В Киеве очень много животных нуждаются в помощи. А мы сталкиваемся с явным недостатком людей и оборудования для работы», — рассказывает Кравчук.
В опасные ситуации попадают в основном бездомные животные, количество которых в столице составляет около 15 тыс.
В опасные ситуации попадают в основном бездомные животные, количество которых в столице составляет около 15 тыс.
По словам Натальи Вишневской, сотрудницы Национального экологического центра, защита животных от жестокого обращения на законодательном уровне находится в компетенции полиции.
«Однако на вызов могут откликнуться только некоторые посты, на поток это не поставлено. У них нет ни соответствующего для этого технического оснащения, ни навыков общения с животными», — поясняет ситуацию зоозащитница.
Да и после спасения животного его негде разместить: единственный государственный приют в посёлке Бородянка власти вот-вот закроют. В Киевском эколого-культурном центре ситуацию обрисовывают в ещё более пессимистичных красках. Его директор Владимир Борейко считает, что основная часть населения Украины – антиэкологична, то есть постоянную помощь уличным животным оказывают лишь редкие сердобольные люди.
Дай лапу, друг
Днём Сторожук работает инженером в Киевэнерго, а Кравчук — переводчиком. Кстати, в компанию, ведающую городскими коммуникациями, Михаила взяли за его способности в занятиях диггерством, которое является давним хобби Сторожука. Оно же подтолкнуло парня к участию в спасательной миссии.
ПО ТЕМЕ
Корреспондент: Территория двортерьера. Собаки-беспризорники стали одной из главных проблем горожан в Украине
Корреспондент: Территория двортерьера. Собаки-беспризорники стали одной из главных проблем горожан в Украине
3 июля 2013, 09:18
Своё обоюдное призвание молодые люди разглядели, как только познакомились, в 2013 году. Их первая встреча — на чердаках одной из высоток в районе Виноградарь — буквально подтолкнула их к этому. Там проходила объявленная через соцсети акция по спасению летучих мышей, занесённых в Красную книгу. Любовь и Михаил жили неподалеку и решили присоединиться.
С июля 2014-го пару знают как Kyiv Animal Rescue Group. Как только у молодых людей появляется свободное от работы время, они превращаются в «суперменов». Иногда к команде присоединяются другие волонтёры — диггеры, альпинисты, спелеологи и ветеринары.
«Благодаря им в наших в силах провести узкоспециализированную работу, — подчеркивает Кравчук. — Например, котёнка мы можем вытащить даже из самой узкой вентиляционной шахты».
За недолгий период своего существования команда успела отреагировать уже на полтысячи вызовов
За недолгий период своего существования команда успела отреагировать уже на полтысячи вызовов. И хотя официально она пока не зарегистрирована, за помощью к ней обращаются иногда даже сотрудники ГСЧС.
Буквально неделю назад голубая «копейка» выезжала вытаскивать месячного котёнка из трубы фонарного столба. Чтобы достать животное, пришлось распиливать железобетонное основание болгаркой. В конце концов, за проведением спасательной операции пришла наблюдать обеспокоенная мать жертвы обстоятельств — чёрная пушистая кошка с ещё одним котенком в зубах.
Фотограф Сергей Сараханов прочитал эту трогательную историю в Facebookи решил временно приютить кошачье семейство. Он и сам неоднократно оказывал помощь животным, попавшим в трудную ситуацию. Вот и теперь собирается найти кошке с котятами новых заботливых хозяев, поэтому имени питомцам пока не дал.
«Кошка очень ласковая и нежная. Осталось только сделать ей все прививки и передать в хорошие руки», — делится планами Сараханов.
Фото Дмитрия Никонорова
Сергей Сараханов отдаст в хорошие руки подобранную кошку и котят
Наблюдения подтверждают, что в основном забирают к себе домой животных те, кто уже имеет четвероногих в своей квартире. У Сараханова на попечении сегодня находятся пятеро питомцев — помимо кошек ещё и дворняга по кличке Пандора, подобранная на улице.
А у пенсионерки Людмилы Ляпиной, которая тоже обращалась за помощью к Kyiv Animal Rescue Group, зубастых ртов вдвое больше — семь собак и три кошки. Ляпина вспоминает мучительные кошачьи крики, доносившиеся из заброшенной бойлерной рядом с домом. Жильцы спокойно выходили на балкон, слушали жалобные рулады, курили — и бездействовали. Тогда пенсионерка обратилась за помощью в ЖЭК и Киевэнерго, но приехать в полночь субботы согласились только Чип и Дейл из Animal Rescue Group.
Чтобы проникнуть в помещение, ребята пробовали пройти через канализационный ход. Но в конечном счёте пришлось снимать металлическую входную дверь с петель.
«По всей видимости, на крыше бойлерной кошка вывела котят. А когда они уже начали ползать, то нечаянно свалились с чердака в это закрытое помещение, — рассказывает Ляпина. — Если бы не Миша с Любой, котята бы точно погибли».
По её мнению, большинство людей вовсе не злые, а просто равнодушны к судьбе братьев наших меньших. Но в итоге это равнодушие и становится злом.
Чьё собачье дело
На четырёхлетнюю Программу контроля за содержанием животных и регулирования численности бездомных животных в 2012 году власти выделили 117 млн грн. Но киевские зоозащитники говорят, что с тех пор общая ситуация только ухудшилась.
К примеру, в единственном в Киевской области муниципальном приюте в посёлке Бородянка, где содержатся более 200 собак, в 2015 году случился крупный скандал. После новогодних праздников собаки оставались без присмотра и еды около 10 суток, после чего, по словам мэра Виталия Кличко, напоминали узников Аушвица. И хотя директора предприятия Тараса Смурного уволили в январе 2015-го, посетители приюта до сих пор наблюдают питомцев, от которых остались лишь кожа да кости.
ПО ТЕМЕ
Корреспондент: Собачий рай. На 165 млн американских собак и кошек работает мощная индустрия
Корреспондент: Собачий рай. На 165 млн американских собак и кошек работает мощная индустрия
13 сентября 2012, 09:32
В трёх крупных частных приютах Киева дела обстоят гораздо лучше. Кроме того, в столице, как и по всей Украине, действуют множество мини-приютов, но предназначены они в основном для кошек.
Преподавательница иностранного языка Ирина Добролюбова создала такое заведение 10 лет назад, и сейчас в нём содержатся 150 мурчащих обитателей. У неё нет времени заниматься собаками, объясняет она свой выбор, — их в отличие от кошек нельзя предоставить самим себе.
«Восторженности от этого занятия у меня абсолютно нет, — признаётся Добролюбова, — но дело я должна довести до конца. Взялся за гуж — не говори, что не дюж».
Ежедневно её приют посещают волонтёры, которые кормят животных и ухаживают за ними. Отсутствие крыши над головой – не самая страшная проблема, отмечает Добролюбова, основную опасность представляют массовая травля и догхантеры. Несмотря на то, что эти не слишком достойные человека занятия являются уголовно наказуемыми, в Киевском эколого-культурном центре результатов борьбы с зоо-садистами не наблюдают.
ПО ТЕМЕ
В Киеве возле озера нашли 15 мертвых собак
В Киеве возле озера нашли 15 мертвых собак
15 октября 2015, 14:44
«В Англии закон о защите животных был создан впервые в 1822 году. А у нас закон о защите был принят почти на 200 лет позже, — в 2006-м. Люди попросту не готовы к восприятию экологических идей», — объясняет Борейко.
По словам директора, уже которое по счёту правительство Украины ведёт по сути антиэкологическую политику, которая выражается в обилии строек, уничтожении зелёных зон и безразличии к судьбе животных.
«Была ситуация, когда я сидела над больным котёнком и спрашивала прохожих, могут ли они его забрать. За час прошло около сорока людей, и все отказались. Пришлось его забирать к себе», — с грустью вспоминает Кравчук.
В Национальном экологическом центре говорят, что вопрос о защите животных для государства не стоит в приоритете, и по этой теме у общества нет диалога с властью. Проблему можно решить только в долгосрочной перспективе путём воспитания людей и давления общественности на чиновников.
«Сегодня я надеюсь на благотворительность какого-нибудь крупного бизнесмена, который бы смог выделить машины и оборудование для спасения животных. Но это очень маловероятно», — заключает Борейко.
***
Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.